Тормоза - один из основных элементов Вашего велосипеда. Значение их сложно переоценить, как сложно переоценить любую вещь, от которой напрямую зависит Ваше здоровье и жизнь. В данном обзоре мы постараемся рассказать о самых популярных видах тормозов.
Тормоза - один из основных элементов Вашего велосипеда. Значение их сложно переоценить, как сложно переоценить любую вещь, от которой напрямую зависит Ваше здоровье и жизнь. В данном обзоре мы постараемся рассказать о самых популярных видах тормозов.
Тормозная система по своему принципу действия схожа с автомобильными дисковыми тормозами, которые состоят из диска, прикреплённого к втулке, и калипера (суппорта), закреплённого на раме или вилке, сжимающего диск. Главным достоинством дисковых тормозов является так называемая модуляция. Это свойство, благодаря которому процесс торможения становится максимально контролируемым. Т. е. при нажатии на тормозную ручку вы четко ощущаете тормозное усилие и можете с легкостью его контролировать, не блокируя колесо. Среди остальных преимуществ можно отметить следующие:
Сначала дисковые тормоза получили распространение только в экстремальных дисциплинах, а затем стали широко использоваться и во всех остальных стилях катания.
Некоторые старые модели дисковых тормозов часто выходили из строя из-за ненадёжной конструкции самого диска - его внешняя часть отламывалась от внутренней, закреплённой на втулке. Также ранние модели не обладали достаточной мощностью и имели большой вес. Затем, в процессе совершенствования, дисковые тормоза стали надежней, эффективней и легче. И даже самые ярые приверженцы такого стиля, как кросс кантри (где вес каждой детали имеет очень важное значение), стали отдавать предпочтение именно дисковым тормозам.
Дисковые тормоза бывают нескольких видов.
В тормозах этого типа тормозная ручка соединена с калипером при помощи стального троса. Такое решение имеет ряд преимуществ - простота конструкции, относительная дешевизна, высокая надёжность и ремонтопригодность.
Это особенно важно, если велосипед планируется использовать в дальних велосипедных походах по ненаселенной местности. К недостаткам механических тормозов можно отнести то, что при торможении возникает трение троса о рубашку, плюс трение подвижных деталей в самом калипере, из-за чего эффективность торможения получается несколько ниже, чем у гидравлических тормозов.
При выборе механического тормоза следует учесть, что во многих дешёвых моделях с тормозной рукояткой соединена только одна тормозная колодка. Вторая колодка при этом остаётся неподвижной, хотя ее положение можно отрегулировать. При использовании такого тормоза, тормозной диск деформируется, и эффективность торможения уменьшается.
В более дорогих моделях механических тормозов подвижными делаются обе колодки.
Дисковые механические тормоза - это более дёшевая альтернатива гидравлическим тормозам, оптимальная своей простотой и ремонтопригодностью.
В тормозах этого типа тормозная ручка соединена с калипером при помощи гидролинии, заполненной тормозной жидкостью или специальным минеральным маслом (в зависимости от модели тормоза). При нажатии на тормозную ручку жидкость приводит в движение тормозные цилиндры, которые в спою очередь, толкают колодки. Поскольку жидкость практически несжимаема, эффективность таких тормозов получается очень высокой. Гидравлический привод обеспечивает очень хорошее качество управления тормозами (модуляцию).
Если тормоза оборудованы расширительным бачком, то перепады температуры воздуха никак не сказываются на их работе. Однако у таких тормозов есть особенность - велосипед не рекомендуется надолго (дольше, чем на несколько часов) переворачивать вверх колёсами, поскольку пузырьки воздуха из расширительного бачка могут попасть в гидролинию, и эффективность работы тормозов резко упадет. Большинство современных дисковых тормозов имеют закрытую систему, при которой переворачивание велосипеда нечем не грозит.
У гидравлических систем имеется только два недостатка:
В частности, если в гидролинию попадает воздух, то тормоза надо прокачивать. Эта процедура сама по себе несложная, но требует определенного навыка.
Также, тормозную жидкость нужно периодически (в зависимости от условий эксплуатации) менять. При этом важно чётко знать, какую именно жидкость нужно использовать. Некоторые тормозные системы работают на минеральном масле (например, Shimano и Tektro), а некоторые - на автомобильной тормозной жидкости DOT 4 или DOT 5.1 (например, Hayes, Avid, Formula).
Среди велотуристов распространено мнение, что дисковые гидравлические тормоза сложно ремонтировать в полевых условиях. Действительно, повреждение гидролинии невозможно устранить вне специализированной мастерской. Но современные гидролинии достаточно надёжны, и повредить их можно только при весьма серьезной аварии. Стоит также отметить, что тормозной трос механической системы также неремонтопригоден.
Следовательно, отправляясь в дальний поход на велосипеде с гидравлическими тормозами, нужно захватить комплект гидролиний, немного тормозной жидкости и приспособление для прокачки. Весит такой набор несколько больше, чем тормозной трос, но при этом не нужно брать большое количество запасных тормозных колодок и рубашку троса.
По бокам обода расположены два длинных рычага, на одном из которых находится упор для рубашки троса, а на другой - анкерный болт. Таким образом трос проходит горизонтально сверху от одного рычага к другому. Данный тип тормозов обладает большим выигрышем в силе, чем другие тормозные системы. В связи с этим здесь используется специальные тормозные ручки с меньшей величиной прилагаемого усилия. На некоторые ви-брейки устанавливается специальное параллелограммное крепление тормозных колодок, которое позволяет колодке сохранять нужный угол наклона при приближении к ободу колеса.
Первыми ободными тормозами были клещевые тормоза с одним поворотным шарниром на оба рычага(single pivot brake), расположенным на короне вилки или перемычке задних перьев рамы. Более продвинутой конструкцией, появившейся позже, стали тормоза с двумя шарнирами, разнесенными по сторонам (double pivot brake). Клещевые тормоза сейчас устанавливаются на шоссейные велосипеды, а так же, как дополнительный тормоз, на городские, складные и дешевые вседорожные велосипеды. Направление движения колодок на них оптимизировано по сравнению с одношарнирными: оно стало перпендикулярным тормозной поверхности обода. Существуют модификации как с центральным подводом тросика, так и с боковым.
Постепенно "вымирающий" тип тормозных систем. Некогда широко использовавшиеся на маунтинбайках, сегодня повсеместно заменены тормозами других типов. Тем не менее, на заре развития маунтинбайка они практически не имели альтернативы. Выпускавшиеся много лет назад кантилеверные тормоза Shimano XTR с параллельным подводом колодок и сегодня могут посоревноваться по многим параметрам с современными изделиями. Конструкция кантилеверных тормозов элементарна: два рычага с расположенными на них тормозными колодками, подвижно закреплены на специальных штырях (имеющихся почти на любой раме и вилке). Подходящий сверху тормозной тросик, с помощью двух тяг приводит в действие тормозные рычаги.
Несомненными достоинствами кантилеверных тормозов является их простота и легкость обслуживания. Также они являются достаточно грязеустойчивыми - их полностью "вывернутая" конструкция менее остальных тормозных систем подвержена забиванию грязью или снегом. Еще один плюс кантилеверных тормозов - их дешевизна. Это одни из наиболее дешевых тормозных систем на сегодняшний день. С другой стороны, модуляцию, силу и эффективность торможения можно считать неудовлетворительными. И, если для прогулочного велосипеда это не столь критично, то для спортивного применения уже весьма существенно.
Тормоз такого типа приводится в действие вращением педалей в обратную сторону. Соответственно, может быть установлен только на заднее колесо велосипеда. Своё название «храповой» или «тормоз со свободным ходом» (англ. coaster brake) он получил из-за того, что совмещает в себе функции тормоза и трещотки - храповика, или механизма свободного хода (англ. freewheel)