Рассматриваем варианты апгрейда трансмиссии велосипеда, которые улучшат впечатления от езды
Велосипедисты приходят к мыслям об апгрейде трансмиссии по разным причинам — кто-то хочет прокачать свой байк для развития в экстремальных дисциплинах, а у кого-то просто стерлись звезды, пришло время менять кассету и почему бы заодно и не расширить ее диапазон. В этой статье мы рассмотрим основные верианты улучшения трасмисии.
Перед любым вмешательством нужно определить свои цели: что не устраивает в существующей трансмиссии, чего бы хотелось получить, а от чего можно отказаться.
Если велосипед совсем бюджетного уровня, с тяжелой стальной рамой и вилкой со сварными штанами, то нет смысла вкладывать большие деньги в апгрейд трансмиссии. Но можно немного улучшить её работу, например, заменив задний переключатель. А если захочется большего, будет разумнее продать этот байк и купить другой, на более качественных компонентах.
Если на велосипеде современная легкая рама и хорошая вилка, можно рассматривать более дорогостоящий апгрейд — переход на 1х11 или 1х12 и замена всего групсета. Далее мы разберем все эти варианты, и расскажем, как сочетаются различные компоненты трансмиссий между собой.
Самый доступный вариант улучшения трансмиссии — заменить задний переключатель. Если стоит переключатель от Microshift, LTWOO или совсем неизвестного производителя, есть смысл заменить его на Shimano. Даже бюджетный Tourney будет давать более четкое переключение.
Ну и конечно нужно заменить переключатель, если он плохо натягивает цепь, гремит и болтается при езде. Современные переключатели Shimano начиная с Deore изготовлены по технологии Shadow. Они устанавливаются ближе к колесу, а жесткие пружины лучше прижимают переключатель и натягивают цепь. Переключатели серии Shadow+ имеют ещё и фрикционную муфту. С её помощью можно стабилизировать цепь для езды по пересеченной местности.
Среди 8-скоростных переключателей лучшим будет Shimano Acera М360 — он выпускается уже много лет и имеет отличное соотношение цены и качества. 9-ти скоростные переключатели последних лет — серий Altus, Acera или Alivio — подходят как к 9-ти, так и к 8-ми скоростным кассетам.
В этом видео мы рассказывали об основных различиях кассеты и трещотки. Если кратко — трещотка дешевле, но больше весит, имеет меньший ресурс работы, а оси во втулках под трещотку менее надежны, они часто гнутся под большим весом или при наезде на препятствия, особенно на 29“ колесах с креплением под эксцентрик. Также трещотка имеет ограничение по количеству и размеру звезд: обычно самая маленькая звезда на 14 зубьев, самая большая — 28 или 34.
Поэтому, если вы хотите иметь больший диапазон и активнее кататься по бездорожью, имеет смысл заменить трещотку на кассету. Но это не получится сделать без замены втулки. Потому что на втулке под трещотку нет барабана со шлицами, на который одевается кассета. Чтобы провести такой апгрейд, вам придется поставить втулку с барабаном под кассету и затем уже выбирать трансмиссию с желаемым количеством передач. Кроме кассеты и втулки, нужно будет купить переключатель и манетку.
Барабаны втулок одинаковы по своему размеру для 8 звёзд и более: 9, 10, 11. Поэтому, поменять 8-скоростную кассету на 10 скоростную не так сложно. Но если у вас 7 скоростная кассета и вы хотите больше задних передач, нужно менять втулку.
Помимо самой кассеты нужно будет купить переключатель и манетку. Оговоримся, что некоторые задние переключатели Shimano подходят как на 10, так и на 11 скоростей. Это позволяет, не меняя переключатель, установить кассету на 11 звёзд. Посмотрите, какая именно модификация стоит у вас, и найдите в спецификации, под сколько скоростей она подходит.
Если менять переключатель и манетку не хочется, но заезжать на крутые подъемы тяжеловато, можно поставить кассету с бОльшим диапазоном, например с большой звездой на 46 зубьев.
Но учтите, чем больше разница в размере между самой большой и самой маленькой звездой, тем ощутимее будут «провалы» при переключении между ними. Так, на кассете с 8 звездами и диапазоном 11-42 будут чувствоваться рывки, а на кассете с 11 звездами и диапазоном 11-42 переходы будут плавными. Тут можно поставить и «тарелку» на 51 зуб.
А ещё при выборе диапазона кассеты нужно учитывать диаметр колеса: на 26" кассета со звездой больше 36 зубов не имеет особого смысла, в отличие от 29".
На большинстве современных велосипедов для кросс-кантри производители устанавливают 1 ведущую звезду и многие райдеры хотят проапгрейдить свою трансмиссию на 1х. Этому есть несколько причин: трансмиссия становится легче и за ней проще ухаживать — нет переднего переключателя, манетки и 2-х лишних звезд. Задние скорости можно без проблем переключать во время активного педалирования, например при подъеме. Ведущая звезда стандарта Narrow Wide имеет разные по ширине зубья и за счет этого крепче держит цепь, что особенно важно при катании по пересеченке.
Но чтобы ездить с комфортом с 1-й ведущей звездой, нужно иметь кассету с достаточным диапазоном, начиная с 11-36 на 9 звезд. Лучше 11-42 и 10 звезд.
Важно правильно подобрать размер ведущей звезды и диапазон кассеты, чтобы передаточное соотношение подходило под вашу физическую подготовку. Тут действует следующая логика: звезда с большим количеством зубьев делает все задние передачи более тяжелыми, звезда с меньшим количеством зубьев — легкими. Должно хватать и скоростных и мощных передач.
Если на вашем велосипеде 7 или 8 задних звезд, отказываться от переднего переключателя и оставлять 1 ведущую звезду не стоит. Вам будет сложно подобрать комфортную передачу для заезда даже на небольшие подъемы.
Заменить 3х на 1х можно двумя способами:
Современные 12-скоростные трансмиссии дают наиболее широкий диапазон подбора передач под различные дорожные условия. Но нужно сказать, что переход с 1х11 на 1х12 не даст такой большой профит в эксплуатации, как, например, с 9 скоростей. К тому же, многие отмечают, что на 12-скоростных трансмиссиях, цепь быстрее растягивается и изнашивается. Да и стоит такой апгрейд недешево.
В этом случае нужно менять не только весь групсет — цепь, шатуны, кассету, переключатель, манетки, но и втулку. У Shimano самая маленькая звезда кассеты на 12 передач имеет 10 зубьев (на всех других кассетах стандарт — 11 зубьев). Из-за этого 12-скоростная кассета подходит только к барабану MicroSpline со специальным креплением.
В качестве альтернативы, можно использовать кассету SRAM SX Eagle, она подойдет на втулку от 11-скоростной кассеты с HG-барабаном. Но если вы захотите выбрать кассету из более дорогой линейки SRAM — GX и XX1 — втулку все-равно придется менять. Потому что на них собственный стандарт барабана — XD.
Это может потребоваться, если вы имеете спортивные амбиции и ресурсов Deore или Acera уже не хватает. А сам велосипед нравится вам и стоит того, чтобы вкладывать в него деньги.
Групсеты более высокого класса (SLX или XT) меньше весят и изготовлены из более долговечных материалов. Они дадут более четкое и быстрое переключение.
Не обязательно менять сразу весь групсет, можно сочетать различные компоненты, Например, поставить кассету XT c 2 алюминиевыми звездами, вместо металлической и неплохо сэкономить в весе.
Впечатление от эксплуатации трансмиссии улучшится, даже если заменить только манетки. На манетках ХТ можно одним нажатием большого пальца сбрасывать сразу две передачи по кассете вниз, а еще они тактильно приятнее.